5 шагов к умению плавать

Многие специалисты уверены, что учить ребенка плавать можно начинать даже раньше, чем делать первые шаги. Более того, умение держаться на воде заложено в нас с младенчества. Вот только упустив момент, приходится учиться этому полезному навыку заново.

podgotovka_k_plavaniu

Плавание улучшает осанку и укрепляет нервную систему ребенка, делает его спокойнее и выносливее. А также у юного пловца всегда отменный аппетит – вот уж настоящая радость для бабушек!

Так как же научить малыша плавать?

Шаг 1 – нет страху

Главное в любом деле – заинтересовать ребенка и сделать так, чтобы он не боялся. Не стоит сразу начинать с есенинского метода, когда дядя сажал будущего поэта в лодку, отъезжал от берега и «как щенка, бросал в воду».

Дайте дошколенку время привыкнуть к воде: побродите по берегу, помочите ножки, если вы учитесь плавать на открытом водоеме.

Возьмите ребенка за руку и войдите в воду. Постойте там и попытайтесь рассмотреть «подводный мир».

Поплескайтесь дома в ванне во время купания, поиграйте в енотов – полощите в воде воображаемое белье или вполне осязаемые игрушки.

Шаг 2 – первое погружение

Расскажите ребенку о свойствах воды, о том, что при плавании нужно преодолевать некое сопротивление, что вода плотная, и на ней можно лежать.

Проведите несколько водных процедур, которые помогут малышу освоиться в воде еще больше и самому ощутить это самое сопротивление воды. Например, изобразите гребцов. Для этого достаточно войти в воду по пояс и перемещаться по дну в разных направлениях вдоль берега. Попросите будущего пловца показать при помощи рук, как гребут весла.

А потом предложите ребенку опустить на дно ладошки и походить как крабы и раки – туда-сюда и вперед-назад.

Следите, чтобы малыш не нахлебался воды.

Шаг 3 – идем на глубину

Прежде чем начать окунаться в воду, нужно научить ребенка правильно дышать: короткий вдох на поверхности водоема, а следом – выдыхаем в воду, если плаваем на поверхности, и задерживать дыхание, если ныряем.

Удержаться на поверхности воды первое время помогут нарукавники или спасательный жилет, специальная доска или кусок пенопласта, надувной мяч или матрас.

Правда, мнения специалистов относительно этих вспомогательных предметов весьма неоднозначны. Кто-то считает, что нарукавники и жилеты учат ребенка неправильно держаться на воде и сковывают движения. Другие уверены, что эти надувные принадлежности помогут на первых порах освоить плавательные движения.

Запаситесь игрушками, которые не тонут в воде, запускайте их в водоем, где учитесь плавать, и просите ребенка доставать игрушки.

Шаг 4 – держимся на воде

Следующий шаг – избавиться от всех вспомогательных приспособлений и попробовать плыть самостоятельно. Кто-то из взрослых все время должен страховать дошколенка.

Поддерживайте поясницу и голову ребенка, когда он лежит на спине, или живот и плечи, чтобы вода не попадала в уши и рот.

В это время малыш вовсю должен пытаться перебирать ногами и руками. Покажите своему чаду, как плаваете сами, как двигаете руками, а как ногами. Вспомните, что можно плавать по-собачьи, часто перебирая ручками в воде, а можно плыть как лягушка, разводя руки в стороны.

Не нагружайте сразу своего малыша долгими тренировками, для дошкольников вполне достаточно будет 10 минут для одного раза. Иначе он может устать и начать капризничать, а в следующий раз и вовсе откажется идти в воду.

Шаг 5 – наберитесь терпения

Это уже скорее совет для взрослых, которые пройдут с малышом весь путь от первого шага к воде до умения хорошо на ней держаться и плавать без страха.

Хорошо, что вы так терпеливо объясняете, как дышать, как «работать» ногами и руками. Но не забывайте и хвалить своего малыша, ведь он так сильно старается.

Не ждите мгновенного результата – у всех разные способности, кто-то будет чувствовать себя в воде очень уверенно и скоро поплывет, а другие будут долго осваиваться, и это нормально.

Главное – поддержка мамы и папы, ведь детки часто боятся не оправдать ожидания взрослых, переживают, что родители их разлюбят. Сделайте все возможное, чтобы у вашего ребенка таких мыслей даже не возникало.

Правила безопасности:

Изучите местность: проверьте глубину, дно и течение, если планируете заниматься в реке.

Помните, что оставлять кроху одного нельзя, даже в жилете и нарукавниках. Взрослые всегда должны быть в роли «спасателей Малибу».

Не заплывайте далеко и тем более за буйки (если они есть), рассчитывайте свои силы. Сможете ли вы доплыть обратно?

На досуге. Чтение по теме:

— Н.Ж. Булгакова «Учить детей плавать».

— Т.И. Осокина «Как научить детей плавать».

— В.С. Васильева, Б.Н. Никитинский «Обучение детей плаванию».

— Г. Левин «Плавание для малышей».

Светлана Зайцева

детский сад «Тет-А-Тет», Воронеж