Как не стать жадиной в детском саду?

Жадин не любят. Это знают даже дошкольники. Однако в детском саду ситуации бывают всякие. Условия таковы, что ребенок проявляет себя с разных сторон, и тут же получает оценку сверстников. Иногда заслуженно, а иногда – нет. Как же ребенку себя вести, чтобы достойно выходить из неудобных ситуаций? Как не превратиться в «жадину» в глазах других детей?

В студии "Тет-А-Тет" жадности нет места
В студии «Тет-А-Тет» жадности нет места

Детский сад – особая территория, в которой действуют свои правила и порядки. Чтобы ребенок смог наладить отношения с другими детьми и стал в группе своим, ему нужно научиться договариваться, быть готовым делать что-либо сообща, а также уметь делиться. Это вовсе не означает, что ребенок должен идти у всех на поводу, со всеми соглашаться и отдавать все, что ни попросят. Умение оберегать свое личное пространство, личные вещи, а также способность говорить «Нет», важны не меньше.

Задача родителей – объяснить, передать ребенку нормы поведения, показать разные формы взаимодействия, рассказать, какие могут быть последствия, научить его самостоятельно принимать решения и брать ответственность.

В итоге, делиться или нет – решать ребенку, и делать это придется столько раз, сколько потребуется. Но родители, как опытные советники, должны своевременно предупредить о возможных вариантах развития событий и отношений. А также подсказать ребенку, как избежать потенциальных конфликтов.

Неловкие ситуации

Как часто за так называемой «жадностью» скрываются совсем другие качества человека: осторожность, бережливость, привязанность.

Рассмотрим примеры. У ребенка проблема со зрением – он носит очки, все остальные дети в садовой группе ужасно хотят «хоть один разочек» примерить эти очки. Они обещают, что сразу отдадут их обратно, только померить хотят все – все двадцать человек. Как быть? Делиться?

Или другая ситуация – мальчики принесли в детский сад по машинке, чтобы вместе поиграть «в гонщиков». Ване с Мишей приглянулись машинки друг друга, и они решили поменяться. Роме очень понравился Петин внедорожник, он тоже предлагает приятелю обмен. Однако Петя сам без ума от своей машинки, он вовсе не собирается ее кому-то отдавать, даже в обмен на Ромин Mercedes. Жадность ли это? Неужели ребенок, неготовый отдать любимую игрушку, сразу превращается в жадину? Или, быть может, взрослые поступают иначе? Неужели они с легкостью меняются машинами?

Все-таки не стоит путать жадность и естественное желание сохранить свою вещь в целости и сохранности.

Чтобы сгладить подобные ситуации, конечно, может вмешаться взрослый: он способен объяснить детям, почему не стоит всем примерять чужие очки, а Роме рассказать о достоинствах его машины так, чтобы интерес к внедорожнику пропал вовсе. С другой стороны, дети и сами могут неплохо изъясняться, если их этому научили. Вряд ли садовый товарищ обидится, если ребенок откровенно скажет: «Вот прямо сейчас я не могу дать (давно хотел такую игрушку, еще не наигрался), но, возможно, через время я соглашусь. Ты готов потерпеть?»

Родителям непременно нужно объяснить ребенку, какие предметы и игрушки не стоит брать в детский сад. И, наоборот, предложить ребенку взять такие игры, в которые будет интересно поиграть компанией. Напомнить, как с такими играми следует обращаться, и попросить ребенка объяснить правила друзьям.

Где начинается жадность?

Однако, про жадность тоже не стоит забывать. С трехлетнего возраста ребенок уже способен не только брать, но и отдавать, если, конечно, его этому учили. Взрослым (родителям, воспитателям, бабушкам) стоит понаблюдать за ребенком в различных ситуациях и обратить внимание на следующее:

  • Делится ли ребенок с другими детьми теми игрушками, которыми не играет сам? Это могут быть старые, возможно, уже надоевшие ему игрушки.
  • Как ребенок относится к чужим игрушкам? Спрашивает ли разрешение, когда хочет взять, или берет без спроса? Реагирует ли на замечания?
  • Как ребенок ведет себя с родителями, близкими людьми и друзьями? Делится ли он с ними? Делает это по просьбе или по собственной инициативе? Разрешает ли трогать свои игрушки?

После наблюдения нелишним будет и вопрос: «А почему ты не захотел поделиться с …?» Проанализировав результаты наблюдения, можно понять, способен ли ребенок делиться, насколько охотно он это делает и по отношению к кому, сформировано ли у него понятие «чужое», умеет ли он просить и т.д.

Если результаты насторожили родителей, лучше обратиться за консультацией к детскому психологу.

Как не вырастить жадину?

✅ Объясняйте. Совсем маленькие дети не понимают, зачем что-то кому-то отдавать. Поэтому с самого детства объясняйте, почему вы делитесь, делаете подарки. Читайте и рассказывайте ребенку сказки, в которых есть понятные для него примеры, почему делиться – хорошо, а жадничать – плохо.

✅ Будьте щедрыми. Если малыш будет видеть, что вы с радостью помогаете друзьям, всегда находите время для близких, что вам приятно делать подарки, то такое поведение станет для него образцом.

✅ Дома при ребенке делите все, что можно. Здесь важно, не столько точное количество (шоколадных долек), сколько сам факт – никого не упустить (угостить каждого). Предлагайте и ребенку делиться: дома – с родными, на улице – со знакомыми детьми. Делайте акцент на то, как обрадуется другой человек.

✅ Но при этом не настаивайте и давайте возможность ребенку самому принимать решения. Если он не готов, значит, на то есть причины. Дайте ему «дозреть».

✅ Учите ребенка бережно относиться к чужим вещам и уважать чужое мнение: спрашивать разрешение и пользоваться строго по правилам. Ребенок часто хочет поиграть предметами взрослых. Родителям стоит давать ему такую возможность, но в определенных границах, объясняя, что можно, а что нельзя. Запрет нужно аргументировать, например так: «ты еще не достаточно силен, чтобы удержать эту вещь», «эта вещь может быть опасна для тебя сейчас, поэтому я тебе разрешу, когда подрастешь». Таким образом, ребенок осваивает чужие правила, что поможет ему в дальнейшем создавать собственные.

✅ Учите ребенка объяснять свою позицию и свои требования. Конфликтных ситуаций будет меньше, если ребенок сможет аргументировать, почему он не готов дать свою вещь. Либо же он согласится поделиться, но непременно расскажет, как нужно пользоваться, чтобы вещь не сломалась.

В заключение хочется напомнить, что жадности противопоставляется щедрость. Именно эту добродетель и стоит воспитывать в ребенке. Тогда он будет делиться с радостью, а не потому, что об этом просит мама или требуют друзья. Помогать людям (отдавать свои силы и время), делать подарки, заниматься благотворительностью в будущем – все это будет иметь для него особую ценность и смысл.

Ирина Голубева, мама двоих детей