Действительно, зачем ребенку детский сад? Сейчас во многих семьях есть возможность не водить ребенка в дошкольное учреждение: дома с ним может быть бабушка или мама. Или кто-то из родителей – фрилансер, или работает по скользящему графику. Кроме того, вокруг полным-полно развивающих центров, в интернете много порталов для мам, на которых учат, как и чем заниматься с ребенком. Так, может быть, сад уже не нужен? Так ли это на самом деле, нам поможет разобраться психолог Олеся Гаранина.
Лично я пока плохо себе представляю место, которое бы полностью заменило ребенку дошкольное учреждение. Но прежде чем говорить о том, почему сад ребенку нужен, давайте подумаем, какими мотивами руководствуются родители, которые решают ребенка в сад не отдавать. Что ими движет? Какие цели они преследуют?
Варианты могут быть такими:
- с ребенком в саду будут плохо заниматься;
- ребенок к саду не готов, не садовский;
- там его буду обижать;
- я сама его всему могу научить;
- мы будем ходить на развивающие занятия, там ребенок всему научится.
Все эти ответы можно условно разделить на три группы:
✅ За ответами «ребенку в саду будет плохо, он будет плакать, его обидят, никто не пожалеет», как правило, стоит свой личный, родительский опыт посещения дошкольного учреждения, чаще всего не очень удачный.
Опасность в том, что проецируя (перенося) на ребенка такой опыт, мы не даем ему жить его собственной жизнью, получать уже свой опыт. Это все равно что посадить рядом с собой голодного малыша и есть самому, в надежде, что таким образом мы сможем его накормить.
Разве это возможно?
✅ Рассуждения на тему: «Что могут дать ребенку в детском саду? Зачем туда вообще ходить? Мы и сами дома его всему научим», – демонстрируют полное незнание того, чем же именно с детьми занимаются в детском саду. А также игнорируются потребности ребенка в развитии и социализации. Такие разговоры мне понятны в том случае, если вся семья – дошкольные педагоги. Да и они понимают, что, кроме знаний как таковых, существует еще и потребность в социальном развитии. А ее, кроме как общением в коллективе, удовлетворить никак нельзя.
Да, безусловно, полуторачасовой вебинар на тему «Вся правда о сенсорном развитии ребенка» обогатит кругозор родителей на эту тему, но полного представления о том, что такое «сенсорное развитие», как заниматься, по каким правилам, какие цели и задачи должны быть реализованы во время занятий, вряд ли получится приобрести.
✅ Рассуждая о том, что «ребенок к саду не готов, наш малыш не садовский», папы и мамы отказываются от выполнения своих родительских функций, перекладывая всю ответственность за данный процесс на ребенка. А ведь им вполне по силам помочь дошкольнику адаптироваться к детскому саду.
И сложно поверить, что родитель, который не прочитал ни одного труда по психолого-педагогическому развитию и формированию детей дошкольного возраста, знает, как именно его нужно развивать. Почему не доверить это специально обученным людям? Зачем изобретать велосипед?
Детский сад помогает родителям решить важные задачи:
- общее развитие ребенка;
- его социализация (приобретение навыков правильного поведения, умение следовать правилам);
- обогащение его эмоциональной сферы.
Кружки и клубы дополнительного образования отчасти решают эту проблему, но только отчасти. Если общение с детьми сводится исключительно к проведению занятий и у ребенка нет, так называемой, свободной игровой деятельности, то это совсем не то, что приобретает ребенок в детском саду или хотя бы группе кратковременного пребывания. Важно, чтобы дошкольник оставался хотя бы на 3-4 часа без родителей, имел возможность общаться с педагогом и детьми не только в рамках занятия, но и в игре, в свободной самостоятельной деятельности.
Для меня вопрос «Отдавать ребенка в сад или нет?» никогда не стоял. Безусловно, отдавать. Другое дело, что сад и воспитателей нужно искать. Воспитателей искать таких, которым будешь доверять, а детский сад – в котором ребенку будет комфортно. Да, бывает, что педагоги встречаются разные, а сад не всегда соответствует нашим представлениям, но на то мы и родители, чтобы вникать в суть дела, искать другое дошкольное учреждение. Многие частные сады на высоком и качественном уровне реализуют задачи по воспитанию и образованию детей.
За вопросом «Отдавать ли ребенка в сад?» так же, как за вопросом «Нужны ли дополнительные занятия перед школой?», должно стоять понимание потребностей именно ребенка, а не желание родителей оградить себя от переживаний и волнений.
Олеся Гаранина, педагог дошкольного образования,
психолог, соавтор книги «Один дома: как воспитать
самостоятельность у ребенка от 0 до 4 лет», мама