Адаптация ребенка к детскому саду: основные ошибки родителей

Поступление в детский сад – первое серьезное событие в жизни малыша. Ведь предстоит разлука с мамой и папой, смена обстановки и привычных условий. Детям, как правило, нелегко даются такие перемены. И в этот момент они очень нуждаются в помощи и поддержке родителей, ведь именно от папы с мамой на 100% зависит то, как пройдет адаптация к дошкольному учреждению. 

Но порой в попытке облегчить ребенку этот период родители совершают ошибки, которые, наоборот, только усугубляют состояние малыша, повышая уровень тревожности.

tet-a-tet-adaptazia
Родителям важно быть чуткими, уметь проявить терпение во время адаптации ребенка к детскому саду

Психолог Олеся Гаранина разбирает типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к детскому саду.

Ошибка 1. Ожидание, что ребенок с радостью воспримет идею идти в детский сад.

За 15 лет практики я могу по пальцам одной руки пересчитать тех детей, для которых поступления в детский сад прошло практически – я подчеркиваю! – практически безболезненно.

Для большинства детей это – неприятность, избежать которую невозможно. Как бы ни было ребенку в саду хорошо, первое время детский сад это – «зло». Ребенку совершенно непонятно, с какой стати его из привычного и уютного дома ведут в этот детский сад.

Ошибка 2. Ожидание от ребенка готовности в детский сад идти.

Многие родители полагают, что наступит такой момент, когда ребенок скажет: «Мама и папа, я все продумал, взвесил, осознал и решиал, что вы правы. Я готов идти в детский сад. Где там моя сменная обувь?».

Это позиция опасна тем, что в ней ответственность за ситуацию и отношение к ней родители перекладывают на ребенка. Они как бы говорят: «Мы не можем сами принять решение вести тебя в детский сад, мы не можем переносить твоих слез по этому поводу, потому мы просто сядем и подождем, когда ты сам захочешь туда идти. И тогда нам не нужно будет испытывать неприятные чувства из-за того, что ты плачешь».

Но ни один ребенок не в состоянии сказать: «Я к саду готов. Ведите!».

Если вы ждете от своего малыша таких слов, значит, вы отказываетесь быть рядом с ним взрослым родителем, отказываете ему в поддержке и помощи.

Ошибка 3. Запугивание ребенка детским садом.

Порой исходя из «лучших» побуждения, родители стремятся воздействовать на ребенка подобными внушениями: «Разве можно быть таким жадным? Игрушками надо делиться, иначе с тобой в саду никто играть не будет. Чего ты плачешь? Как же ты в садике будешь, там никто тебя жалеть не станет. Ну что ты сам не одеваешься? Вот в сад пойдешь, там надо самостоятельно одеваться, иначе будешь гулять раздетый!»

Как вы думаете, после таких слов у ребенка возникнет желание и стремление в этот самый садик попасть?

Ошибка 4. Идеализация детского сада.

Другая крайность – всячески приукрашать дошкольное учреждение.

Фразы родителей «В детском саду тебе будет так хорошо! Там много игрушек, много детей, вы будете играть вместе, весело заниматься, гулять! У тебя будет много друзей, тебе там понравится!» создают у ребенка идеалистическое представление о данном учреждении, которое в первый же день неизменно поблекнет.

Конечно, в саду есть и игрушки, и будут друзья, но это не единственное, с чем придется столкнуться ребенку. Ссоры, споры, неудачи и разочарование – это все тоже имеет место быть, и не стоит забывать об этом.

Ошибка 5. Игнорирование чувств и переживаний малыша.

Родители порой ругают дошкольника за слезы, за желание в сад не ходить. В такие моменты ребенок чувствует себе еще более несчастным. Слова родителей он воспринимает как отказ от него самого, и переживает вдвойне. Ведь не плакать он не может, но за слезы его ругает мама. Очень тяжелая ситуация для дошкольника.

А ведь достаточно просто понимать, что адаптация – это период временный, рано или поздно он закончится, и слезы малыша из-за предстоящей разлуки с мамой – это естественно.

Нужно просто пожалеть его и сказать: «Я знаю, что ты не хочешь в садик и поэтому грустишь. Я вижу и понимаю тебя. Я тебя жалею тебя. Я тебя люблю. Вечером я приду за тобой, мы пойдем домой и будем читать книжку и играть все вместе».

Олеся Гаранина, педагог дошкольного образования,
психолог, соавтор книги «Один дома: как воспитать
самостоятельность у ребенка от 0 до 4 лет», мама