Каждый ребенок, который впервые пришел в дошкольное учреждение, вынужден не только освоить и принять правила и установленный порядок, но и познакомиться с новыми людьми. Для некоторых деток наладить контакт – это сложнейшая задача. Виной всему детская стеснительность.
Случается, что родители впервые узнают о застенчивости своего ребенка лишь тогда, когда он начинает ходить в детский сад. Об этом им сообщают работники дошкольного учреждения (воспитатель, нянечка). Конечно, в период адаптации ребенок может вести себя более сдержано, и это нормально. Другое дело, если ребенок ходит в детский сад давно, всех знает поименно, но при этом стесняется первым заговорить, спросить или попросить что-либо у воспитателя, постоянно держится в сторонке и никогда не проявляет инициативу. Чтобы исправить ситуацию, помощи одного лишь воспитателя мало, работать с детской стеснительностью лучше сообща, переговорив с родителями.
Почему дети стесняются?
Стеснительность появляется тогда, когда ребенок начинает бояться сделать что-то не так и поэтому предпочитает воздержаться от действий. Он сам сдерживает себя. В итоге, недополучает опыт, ограничивает общение, не проявляет свои способности.
Причины такого поведения кроются в семье и близком окружении: слишком высокие требования, недостаток положительных оценок и одобрения, частые сравнения с другими детьми приводят к тому, что самооценка у ребенка занижается. Он начинает сомневаться в собственных знаниях и умениях. Чтобы не оказаться в неловкой ситуации, предпочитает ни в чем не участвовать, хотя, как часто бывает, все знает и умеет. Такое поведение, если ничего не предпринимать и не менять, со временем становится чертой характера. Вырастает человек, который боится делать что-то новое и неизвестное, предпочитает выполнять простую работу, не реализует свой потенциал.
Избалованность также может стать причиной стеснительности. В семьях, где ребенок привык ни о чем не беспокоиться, где все его желания исполняли другие, в новой ситуации оказывается неспособным к взаимодействию с незнакомыми людьми. Недостаток самостоятельности и отсутствие коммуникативных навыков приводит к тому, что ребенок испытывает тревогу и предпочитает «не высовываться».
Как помочь стеснительному ребенку? Чтобы ребенок «поборол» стеснительность, родителям и воспитателям нужно:
✅ Вовлекать ребенка в игры, которые помогут ему поднять самооценку и прибавят уверенности.
✅ Организовать занятия, записать на кружки, где ребенок сможет проявить себя и, таким образом, получить внешнюю положительную оценку.
✅ Поддерживать любые начинания ребенка, научиться подмечать положительные стороны в его идеях и действиях.
✅ Рассказать ребенку ситуации из собственной жизни, когда вы чувствовали стеснение, но смогли с этим справиться.
✅ Дать возможность «проиграть» свои страхи. Пусть ребенок в игре станет тем, кого боится. Такая игра поможет ему осознать свой страх, а значит, справиться с ним.
✅ Репетировать с ребенком, что и как сказать в той или иной ситуации. Как поздороваться, как начать разговор, как спросить или передать сообщение – все эти вопросы заслуживают внимания. Лучше заранее разобрать типичные ситуации с ребенком и вместе «придумать» верные слова.
✅ Моделировать различные бытовые ситуации, в которых нужно взаимодействовать с незнакомыми людьми. Так, например, можно предложить ребенку самостоятельно сделать покупку в магазине или оплатить проезд, в общественном транспорте напомнить, что нужно уступить место пожилым людям и сказать «Присаживайтесь», гуляя на улице, попросить его узнать у прохожих, который час.
✅ Заинтересовать ребенка процессом фото- и видеосъемки, дать почувствовать себя звездой.
Ирина Голубева, мама двоих детей