Good morning, good morning, good morning to you.
Good morning, good morning, I’m glad to see you.
Иностранные языки столь активно проникают в нашу повседневную жизнь, что вопрос о необходимости обучения уже никто не задает. Теперь всех интересует, когда можно начинать занятия, в каком возрасте ребенок готов изучать второй язык?
У каждого родителя собственное отношение к иностранному языку и процессу обучения. Личный опыт накладывает отпечаток: кто-то изучал легко и с удовольствием, а кто-то все школьные годы мучился и все равно не заговорил. Но, тем не менее, большинство родителей, несмотря на свой отрицательный опыт, хотят, чтобы их дети владели иностранными языками, и в первую очередь – английским.
С какого возраста учить языки?
Есть распространенное мнение, чем раньше ребенок начнет погружаться в языковую среду, тем быстрее он привыкнет к характерным звукам и интонациям, начнет узнавать и запоминать слова, просьбы и фразы.
Как быстро ребенок заговорит на неродном языке, зависит от разных факторов: возраста, особенностей развития, частоты занятий и мотивации. Считается, что главная движущая сила в освоении языка – это потребность в общении. Т.е. если ребенок хочет, чтобы его поняли, хочет общаться с другим человеком, он быстрее заговорит. Соответственно, если потребности в общении на иностранном языке нет, то и освоение чужого языка будет идти медленней.
Обучать ребенка иностранному языку можно уже с 3-4 лет. Вариантов несколько:
- самостоятельно, если родители владеют языком;
- нанять няню, которая является носителем языка;
- отвезти ребенка на специальные курсы;
- воспользоваться услугами детского сада, если в программе предусмотрены такие занятия.
В этом возрасте обучение проводится в форме игры, а дополнительными материалами становятся мультфильмы и песни на иностранном языке. В 3-4 года ребенок способен, подражая, воспроизводить новые звуки, он легко запоминает иностранные слова и короткие просьбы. Главное, чтобы изучаемые слова были понятны и вызывали положительные эмоции. Поэтому в первую очередь малыш знакомится с названиями предметов, которые его окружают: игрушки, животные, мебель, посуда, продукты питания и т.д. Также запоминает основные глаголы – те действия, которые может выполнить сам. В среднем, за одно занятие ребенок в состоянии выучить до 7 новых слов.
Малышам не объясняют правила. Вместо правил, детям дают основные грамматические конструкции как образцы, которые просто нужно запомнить. Дети повторяют, не задумываясь, почему нужно говорить именно так. Постепенно произношение отдельных фраз доводится до автоматизма.
Обучение детей 5-6 лет уже может включать специальный материал и учебные пособия. Занятия длятся дольше и требуют от ребенка большей усидчивости и работоспособности. Если в 3-4 года иностранные слова вводились ненавязчиво и в форме игры, то теперь ребенок понимает, что начинается занятие, которое требует определенных действий с его стороны. Важно в этот период уделять внимание не столько процессу обучения, сколько поддерживать желание общаться на неродном языке, даже если словарный запас ребенка не велик, и стимулировать интерес к языку. На данном этапе родители могут помочь как никто другой. Чтобы усилить интерес ребенка, специалисты рекомендуют рассказывать о стране, традициях и праздниках другого народа. Родители, в свою очередь, могут подбирать соответствующую детскую литературу и мультфильмы, и вместе с ребенком познавать историю и особенности страны, язык которой он изучает.
Чем еще могут помочь родители?
Нужно помнить, что успешное изучение иностранного языка в дошкольном возрасте – это хорошая основа, но без практики малыш очень скоро позабудет большую часть всего, что знал. Поэтому родителям придется создавать и поддерживать нужную среду:
✅ самим говорить с ребенком на иностранном языке;
✅ смотреть с ним иностранные фильмы, мультфильмы без перевода, а также различные программы на специальных каналах;
✅ читать вместе книжки на иностранном языке;
✅ вместе искать перевод незнакомых слов;
✅ разучивать песни и стихи;
✅ по возможности, вывозить ребенка за границу или в места, где можно встретить и пообщаться с носителями языка.
Ирина Голубева, мама двоих детей