В жизни каждого родителя наступает день, когда малыш, по поводу или без, вручает ему самодельную открытку. А внутри оказываются не только нарисованные цветочки или чудо-аппликация, но и несколько слов: «Лубимой маме!», «Папачке!», «Сдном ражденя!» и т.д. Безусловно, эти первые именные открытки бесценны, ошибки в словах придают им особое очарование, но пройдет несколько лет, и отношение родителей к подобным ошибкам изменится. Вместо умиления появятся вопросы: «Почему ребенок пишет неграмотно?», «Пора ли учить?» и «Что делать родителям?»
Русский язык, как все мы знаем, велик и могуч. Чтобы научиться красиво говорить и грамотно писать, потребуются годы учебы и практики. Так зачем же откладывать изучение до школы? Тем более, если в раннем детстве процесс обучения и усвоения информации эффективнее. Естественно, речь не идет о том, чтобы усадить дошкольника за парту и выдать ему учебник. Обучение языку происходит естественным путем – через общение со взрослыми и чтение. Общение дает ребенку возможность слышать слова и различать звуки, а чтение – видеть сочетания букв, из которых они состоят.
Есть мнение: чем раньше ребенок начнет самостоятельно читать (примерно в возрасте 4-5 лет) и будет это делать регулярно, тем выше вероятность, что в школьные годы у него не будет особых трудностей с языком. Что это? Зрительная память? Особое чувствование языка? Или многочасовая тренировка? Вероятно, все вместе. К сожалению, таких детей меньшинство. Как же быть с остальными?
✅ Учим говорить
Ребенку не нужно знать буквы, чтобы говорить. Ему важно слышать звуки, из которых складываются слова, различать их и уметь воспроизводить. Это залог не только правильной устной речи, но и письменной грамотности в будущем.
Родителям дошкольников стоит обращать внимания на то, как ребенок произносит слова. Какие ошибки он допускает? Он специально выдумывает несуществующие слова или не может правильно произнести? Не выговаривает звук или путает с другим? Детально разобраться поможет логопед, но простую диагностику родители могут провести и самостоятельно. Например, чтобы выяснить различает ли ребенок конкретный звук, можно предложить такое задание: взрослый называет простые слова, а ребенок, как только услышит заданный звук, должен хлопнуть в ладоши. При помощи игры легко выявить, какие звуки ребенок «не слышит».
✅ Читаем стихи
Рифмованные строчки отлично тренируют детское ухо. Если ребенок постарается, он может сам угадать и произнести окончание строчки. Детские стихи позволяют почувствовать ритм, заметить игру слов, в конце концов, пополнить словарный запас. Только не забывайте пояснять незнакомые слова. Читайте разные стихи. Не ограничивайтесь только А. Барто и К. Чуковским. Попробуйте А.С. Пушкина, Н.А Некрасова, С.А. Есенина и других авторов. Даже если ребенок не все поймет, он почувствует гармонию слов, мелодичную сочетаемость звуков.
✅ Читаем с интонацией
Сказка ли, рассказ ли или стих – всегда читайте с интонацией. Во-первых, ребенку будет интереснее слушать. Во-вторых, вы покажете, что текст похож на живой организм: в нем есть вопросы, восклицания и разной длительности паузы. Ребенок научится их замечать, а в последствие, на письме, – выделять соответствующими знаками.
✅ Учим дружить с книгой
Как правило, все родители довольно рано приобретают первые книжки для ребенка. Начинают рассматривать картинки, пытаются читать, но вскоре книжки уходят на второй план. Причины могут быть самые разные: ребенку стало не интересно, родителям надоело, времени не нашлось и т.д. В итоге дружбы не получается.
Как же сделать книгу источником радости и удовольствия? Во-первых, самому любить чтение и всякий раз демонстрировать ребенку, что с книгами интереснее жить. Приучать к книгам постепенно, но ежедневно. Выбирать такое время, когда ничто и никто не отвлечет. Оптимальный вариант – перед сном. Останавливаться вовремя – до того момента, когда ребенок заскучает или уснет. Хотя для отдельных малышей это может быть лучший способ укладывания спать.
Если родители добьются, что ребенок будет каждый вечер с нетерпением ждать «кроватного» чтения, скорее всего, научившись читать самостоятельно, он будет читать ежедневно. Тут дело не в любви, а в банальной привычке.
✅ Увеличиваем словарный запас
Чтобы чтение приносило удовольствие, важно понимать, о чем идет речь, иначе текст кажется сложным и скучным. С другой стороны, чем больше слов ребенок знает, тем ему легче построить фразу – устно и письменно.
Увеличивать словарный запас (и пассивный, и активный) помогают не только книги, но и интересные беседы: обсуждайте с малышом фильмы, события, вместе заглядывайте в энциклопедии. Развивайте у ребенка любознательность, поддерживайте его стремление понять. Собирайте домашнюю детскую библиотеку из книг разных жанров.
✅ Играем в слова
Для малышей, которые еще не очень хорошо ориентируются в буквах, подбирайте игры со звуками. Например, учите делить слово на слоги. Объясните на конкретных примерах, как можно разбить слово на части, а потом попросите малыша проделать фокус с другими словами.
Когда ребенок освоит буквы, можно переходить к игре «Угадай слово». Загадываете знакомое ребенку слово, рисуете на листе бумаги соответствующее количество квадратиков (по квадрату на загаданную букву) и говорите какую-либо подсказку (например, это крупное животное, про которое мы недавно читали книжку). Ребенок может попытаться отгадать слово сразу, либо же отгадывать по букве, как в «Поле чудес».
С самого детства создавайте для ребенка благоприятную среду: он должен слышать красивую речь, видеть читающих взрослых, осознавать преимущества и блага, которые дает книга, быть вовлеченным в обсуждения, чтобы учиться формулировать свои мысли, — тогда в школьные годы ему, скорее всего, не придется зубрить правила и словарные слова, а вам – нанимать репетиторов.
Ирина Голубева, мама двоих детей