Детский сад – это особое испытание в жизни каждого ребенка. До сих пор специалисты расходятся во мнении, на каком именно году жизни малыша необходимо познакомить с новым для него местом и социумом (новыми людьми).
Конкретных предписаний по этому вопросу нет, отнюдь не потому, что вопрос готовности ребенка к новым условиям недостаточно изучен. Скорее, наоборот: в исследовании психологии дошкольного возраста специалистами определены некоторые критерии (факторы, условия). Именно на них родителям необходимо держать ориентир, прежде, чем принять решение отдать свое чадо в детский сад.
Какой возраст самый оптимальный для «поступления» в детский сад?
Прибегать к услугам детского сада следует не В, а С полутора лет. В данном случае, более уместен именно предлог «С». Это объясняется индивидуальной скоростью и качеством развития личности.
С самого рождения родителям необходимо проявлять внимательность, присматриваться к малышу, замечать и, желательно, фиксировать психические новообразования (изменения психологического и социального характера):
- начальная стадия формирования цельного детского мировоззрения (у ребенка появляются рассуждения подобные этому: «Травка нужна корове, чтобы она давала молоко», «Днем на небе солнце, а вечером – луна и звезды»);
- первичное принятие этических и социальных норм («Я понимаю, что такое хорошо, что такое плохо», «Мама ругается, если я плохо себя веду», «Со мной дружат, потому что я не жадина»);
- возобладание мотивов над импульсами (умение преодолевать препятствия на пути к цели: «Сначала мне нужно прибраться в комнате, чтобы мы пошли в парк на аттракционы»);
- начальная стадия формирования произвольного поведения (ориентированность поведенческих особенностей на установленные в конкретном социуме правила и нормы);
- стремление быть принятым и важным звеном в какой-либо системе (система «мама – папа – я», «воспитатель – дети – я» и т.д.);
- стадия «Почемучки» (ближе к трем годам ребенок начинает задавать море самых разных вопросов и очень важно, чтобы он получал на них ответы – желательно, при помощи совместного поиска, а не готового знания).
Помимо вышеперечисленных характеристик важно привить малышу навыки самообслуживания: умение держать и пользоваться ложкой, горшком. Это позволит малышу облегчить процесс адаптации в детском саду.
Также важным условием, которое позволяет говорить о готовности ребенка является достаточно сильный иммунитет (допустимое количество заболеваний в год – 4). Если иммунитет слаб, то социальные связи и налаживание контактов с новыми людьми может не лучшим образом сказаться на процессе социализации вашего ребенка.
Важную роль в формировании крепкого иммунитета играют закаливание, употребление продуктов, богатых фитонцидами (лук, чеснок), регулярные прогулки на свежем воздухе, комфортный психологический микроклимат в семье и пр.
Если у ребенка сформированы навыки бесконфликтного общения, если он способен отличать плохой поступок от хорошего, если умеет и любит играть со сверстниками, а также ведет себя активно, проявляя положительные лидерские качества, то малыш готов к принятию нового для себя общества.
Детский сад – это второй после семьи институт социализации. Именно здесь у ребенка начинает закладываться чувство коллективизма. Этот шаг, несомненно, сложный, но очень важный. А то, насколько легко ваш малыш его сделает, зависит во многом от вас.
Кристина Лобова, педагог