Ответственность – красивое слово, значение которого сложно объяснить сходу. В быту мы часто говорим детям: «Надо быть ответственнее!», цитируем классика: «Мы в ответе за тех, кого приручили!» Говорить-то говорим, а как эту самую ответственность воспитать, имеем весьма туманные представления.
Ответственность как она есть
Для начала давайте все-таки разберемся, что же мы понимаем под ответственностью. А то получается, как в сказке: «Иди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Твердим детям про ответственность, сами толком не зная, чего хотим.
Итак, что же такое ответственность?
- Это готовность выполнять то, что обещали или должны сделать (и как можно лучше).
- Это способность принимать решение (в том числе и за тех, кто от нас зависит).
- Это признание, что нужно заботиться о себе и других (не вынужденное, под давлением обстоятельств, например, под страхом остаться без сладкого, а искреннее, осознанное и добровольное).
- Это понимание, какие последствия влекут за собой наши действия и поступки (не только для нас самих, но и для окружающих).
Неплохие и нужные качества, не так ли? Именно поэтому, не храня в голове научные формулировки и точные определения ответственности, многие родители стремятся воспитать в детях это качество.
Как это сделать?
К ответственности шаг за шагом
Воспитать ответственность не так сложно, как может показаться. Просто нужно день за днем выполнять всего несколько условий:
✅ Помните, что малыш – равноправный член семьи. Не только по своим правам, но и по обязанностям. Его нельзя отстранять от взрослых дел. Привлекайте детей к своим занятиям. Делайте вместе все, что они могут делать (убирайте квартиру, мойте обувь, готовьте и т.д.).
✅ Ни в коем случае не ругайте, если что-то пока не получается, не торопите(!), не подшучивайте над малышом. Наша задача – поддержать, убедить, что все обязательно получится. Расскажите, что и вы когда-то не все умели и тоже учились, вспомните о своих неудачах. Детей такие истории очень вдохновляют: ведь они-то искренне думают, что взрослые сродни волшебникам, всегда и все умели делать самым лучшим образом.
✅ Иногда позвольте ребенку пожать плоды безответственности. Например, если забыл или не захотел положить на батарею мокрые после лепки снеговика варежки – не пойдем гулять или наденем нелюбимые (малышовые, колючие и т.д.). Здесь, конечно, важно не доводить до абсурда – неполитые цветы или некормленую собаку все же полить и покормить.
✅ Поручайте малышу посильные дела. После не берите их на себя. Ребенок должен понимать, что это именно его дело и никто за него его «работу» не сделает.
✅ Не забывайте хвалить малыша и рассказывать родным и близким о его успехах и достижениях.
✅ Постепенно усложняйте задания, которые даете ребенку. Ему необходимо видеть, что помощь его ощутима, а дела – настоящие, а не пустяковые, придуманные родителями только для того, чтобы хоть чем-то загрузить.
✅ Приучайте малыша к мысли, что он живет среди людей, у которых тоже есть свои интересы. Представьте себе ситуацию: малыш расшалился и громко кричит. Как мы на это отреагируем? «Хватит кричать – горлышко заболит», «Ну-ка потише, соседи мили… (ох, извините) полицию вызовут» или «Не шуми – разбудишь детишек во всем подъезде».
Это не просто разные причины замолчать – это абсолютно разный подход к воспитанию. Выбирая последний вариант, мы учим малышей думать не только о себе, но и об окружающих, не бояться, а понимать последствия.
Как надо делать, чтобы воспитать в детях ответственность, мы разобрались. А теперь давайте рассмотрим основные ошибки, которые мы часто допускаем и которые мешают в важном деле воспитания ответственности. Итак, что же мы делаем не так?
➡ Мы больше критикуем, чем хвалим.
➡ Мы поручаем слишком сложные или чересчур простые дела.
➡ Мы забываем, что однообразная, монотонная работа – это очень трудно для малышей.
➡ Мы оцениваем труд детей по своим меркам и даем расплывчатые, неконкретные задания. Для многих из нас «убрать в комнате» – это аккуратно разложить все по раз и навсегда определенным местам. Для детей – в произвольном порядке распихать по углам и шкафам. И это не лень, не саботаж и не проявление вредности. Дети искренне недоумевают, чем мы недовольны, ведь они освободили поверхность пола от сплошного слоя игрушек. Учитывайте эту разницу в понимании одних и тех же слов.
➡ Мы не удосуживаемся напомнить и/или проконтролировать. А ведь малыши частенько забывают о порученном деле или выполняют его не до конца. Самоконтроль у них еще пребывает в зачаточном состоянии.
➡ Мы не советуемся с детьми или делаем это крайне редко.
➡ Мы ошибочно считаем, что малыши изначально озорники, сорванцы и настоящие вредители. На самом деле, дети очень хотят быть хорошими и стараются изо всех сил. И только мы сами своими неумелыми действиями и поступками отбиваем у них это чудесное желание.
Ответственность не взрастишь в том ребенке, который растет в атмосфере безответственности. Повторю известную мысль, которая от частого употребления не потеряла своей актуальности: воспитание детей мы должны начинать с самовоспитания. Если мы допускаем ошибки, то нам есть над чем работать. И, заметьте, эта работа не ради кого-то постороннего, а ради наших детей и нас самих.
Яна Перепечина, учитель русского языка
и литературы, мама троих сыновей