«Маленькие детки – маленькие бедки, а вырастут велики – большие будут». Этой пословицей можно объяснить многое, в т.ч. и состояние детской комнаты, которая со временем превращается в неорганизованный склад. Детский творческий беспорядок часто распространяется на всю квартиру, и это ой как не нравится взрослым. Что же делать? Как найти компромисс и научить ребенка убирать за собой?
Порядок – понятие условное и субъективное. В каждой семье формируются свои нормы и правила уборки. Со временем родители пытаются «передать» ребенку свое видение порядка. Происходит это по-разному: у одних родителей получается легко и непринужденно, другие мучаются годами, но так и не достигают нужного результата.
В чем сложности? Почему ребенок не хочет убирать?
Перечислим основные причины:
✅ Уборка – это работа. Конечно, можно привносить новые смыслы, превращать уборку в игру, добавлять промежуточные поощрения, но это лишь приемы, которые иногда помогают решить задачу. В действительности же уборка – это необходимое регулярное занятие, которое требует от человека и сил, и времени. У ребенка же есть масса других, более увлекательных дел.
✅ В определенном возрасте ребенку интереснее разрушать, а не созидать. Именно так малыш познает устройство мира. Это не означает, что родителям нужно закрыть глаза на все шалости их отпрыска. Наоборот, чтобы избежать настоящих проблем, лучше самим выделить определенное место и время, подобрать соответствующие предметы и дать возможность ребенку «поиграть в разрушителя». Удовлетворив деструктивные желания, ребенок впоследствии захочет строить. А это и будет основа для порядка. На практике, зная потребности ребенка, родители могут чередовать игры: позволять ломать и разбрасывать, а потом помогать собирать.
✅ Чтобы убирать, нужно кое-что знать и кое-что уметь. Это кажется банальным, но если ребенок не знает, куда конкретно сложить игрушки, он не справится с задачей. Если ребенок не умеет вешать вещи в шкаф, не дотягивается до нужной полки, либо не знает, куда отнести грязные носки, его одежда будет валяться по всей квартире.
✅ Для поддержания чистоты и порядка нужна привычка. Чтобы обертки от конфет и яблочные огрызки не валялись где попало, курточка висела на крючке, а сапожки стояли на своем месте, нужно сформировать у ребенка правильные привычки. Для этого потребуется время и родительское терпение.
Чем старше становится карапуз, тем больше игрушек поселяется в его комнате, тем чаще он играет самостоятельно либо (о, ужас!) со своими друзьями. В результате детская регулярно превращается то в поле битвы, то в зоопарк, то в заморское королевство. Но наступает вечер, родители хотят видеть прежнюю комнату, в которую безопасно входить, а ребенок – либо без сил, либо собирается продолжить игру на следующий день, либо просто не хочет убирать. Что делать?
Предлагаем несколько советов, которые помогут приучить ребенка к порядку, а также превратят уборку в веселое занятие:
✔ Как можно раньше начинайте приучать ребенка соблюдать основные правила, доводя их до автоматизма. Утром – умывание, чистка зубов, одевание, уборка постели. Вечером – умывание, чистка зубов, уборка игрушек. Не стоит делать исключения в какие-то особые дни. Лучше сформировать еще в раннем детстве привычку и закрепить ее на всю жизнь.
✔ Организуйте пространство в детской комнате так, чтобы у каждого предмета (игрушки, книжки, детского стульчика и т.д.) было свое место. Купите или сделайте коробки для мелких игрушек, карандашей, деталей конструкторов, пазлов и пр.
✔ Выделите в комнате небольшой участок – игровой уголок, который будет подвластен только ребенку. Это может быть открытое пространство или «домик» (детская палатка). Если в этом уголке будет бардак, позвольте ему быть. Человеку свойственно хоть в чем-то быть «неидеальным». В конце концов, мамы, вспомните про содержимое собственной сумочки.
✔ Совсем маленьких детей придется учить, и здесь поможет правило: взрослый начинает, ребенок заканчивает. Начните убирать детские игрушки сами, а ребенка попросите помочь в самом конце. Примеры: вы складываете почти весь конструктор в коробку, а последние детали предлагаете положить ребенку; вы расставляете на полке всех кукол, а последнюю размещает ребенок. Таким образом, ребенок видит и запоминает, что и куда следует класть.
✔ Для детей постарше подойдет вариант совместной уборки наперегонки. Возьмите по коробке или пакету и одновременно собирайте игрушки. Например, мама – конструктор, а ребенок – машинки.
✔ Давайте ребенку конкретные указания: поставь все машинки под стол, расставь книжки на полке, собери фантики и выброси в мусор и т.д.
✔ Игра-уборка. Не используя слово «уборка», сообщите ребенку, что пришло время охотиться на игрушки или спасать комнату (от них же). Поставьте таймер либо включите музыку, чтобы время на охоту было ограничено. Предупредите, что игрушки, которые он упустит, будут пойманы взрослыми, а значит, на какое-то время (неделя или месяц) с ними придется проститься. При необходимости подсказывайте ребенку, куда поставить ту или иную игрушку, и указывайте на те, которые он не заметил. Если ребенок соберет не все, вам придется сдержать обещание: поднять оставшиеся игрушки и спрятать (в другой комнате, на балконе, в кладовке).
✔ Для старших дошкольников составьте небольшое расписание на неделю. Распишите, в какой день какую часть комнаты нужно привести в порядок. Пример: понедельник – подоконник, вторник – стол, среда – книжная полка, четверг – полка в шкафу, пятница – заглянуть под диван и вытащить, все, что увидишь, и т.д. Выполняя несложные ежедневные обязанности, ребенок станет более ответственным, а уборка перестанет казаться обузой.
Ирина Голубева, мама двоих детей