Одним из инструментов, с помощью которого можно корректировать капризное поведение малыша или обучать его разным приемам разрешения конфликтов, является сказкотерапия. По мнению психологов, сказки помогут в воспитании детей от двух до семи лет. Суть метода в том, что для решения определенной проблемы, родители придумывают историю, где ситуация главного героя очень похожа на ситуацию в семье.
Можно постоянно «воспитывать» ребенка, многое запрещать и указывать, как следует делать, но не достигать желаемого результата. А можно поступить иначе – рассказать сказку. Например, про упрямого малыша, который не слушался родителей и все делал по-своему, а в результате часто попадал в разные смешные и неприятные истории. Но потом вдруг прилетела добрая фея и подсказала малышу, как стать лучше и больше не попадать в глупые истории. Главный герой понял, как ему действовать, и теперь у него все хорошо.
Малыша не отчитывают, не принуждают к каким-либо действиям против его воли, ребенок просто слушает. Посредством сказки родители ненавязчиво подсказывают ему, как лучше поступить в той или иной ситуации, прививают правильные ценности. В хорошей сказке не будет прямых указаний и поучений, но при этом ребенок получит полезный опыт, эмоциональные переживания и новые знания.
Опытные мамы способны «моделировать» разные ситуации, начиная от отказа ходить на горшок и заканчивая мягкой адаптацией к глобальным переменам в жизни семьи: например, переезду или рождению братика или сестрички.
Особенно полезным является то, что маленький слушатель видит, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, другие дети могут точно также бояться темноты или, например, не желать спать в отдельной комнате. Осознание того, что многие дети испытываю точно такие же эмоции и имеют похожие проблемы с родителями, оказывает успокаивающий эффект и даже укрепляет уверенность в себе.
Положительный пример сказочного персонажа будет служить малышу хорошим ориентиром, как нужно себя вести. Если ребенок начнет меняться в лучшую сторону, то, скорее всего, он будет считать это своим достижением, результатом своих усилий, а не потому, что так мама велела.
Чтобы получить наибольший эффект от рассказа, специалисты советуют родителям постоянно практиковаться в рассказывании историй, оттачивать мастерство рассказчика, учиться наблюдать за вербальными и невербальными реакциями ребенка, больше импровизировать.
Конечно, если у родителей нет времени или способностей к подобному виду творчества, то на просторах всемирной паутины или в хорошем магазине детской литературы всегда можно найти «готовое решение». Последнее время стало появляться все больше и больше молодых креативных авторов и блогеров, которые по достоинству оценили метод «воспитания сказкой».
Да и дети любят послушать волшебный рассказ, где герои самые обычные мальчики и девочки, которые тоже ходят в детский сад и не любят рано просыпаться.
Сказкотерапия – хороший способ коммуникации и передачи знаний от старшего поколения к младшему. На него обязательно стоит обратить внимание современным родителям и для начала попробовать рассказать ребенку хотя бы одну терапевтическую сказку.
Ирина Рыбакова,
детский сад «Тет-А-Тет», Воронеж
Другие статьи о воспитании: