Шаги к самостоятельности

Вряд ли среди родителей есть хоть один, кто не хотел бы, чтобы его ребенок вырос самостоятельным, уверенным в себе человеком. Однако на практике воспитать самостоятельность оказывается не так просто, как хотелось бы. Нет ли в этом нашей вины и наших ошибок? Какими же должны быть мы, родители самостоятельных детей?

Кулинарное занятие в студии "Тет-А-Тет"
Кулинарное занятие в студии «Тет-А-Тет»

✅ Я сам!

«Я сам!» – какие чудесные слова. Как умиляют они нас, пока дети совсем маленькие. И как часто мы не слышим их и настойчиво навязываем помощь. Даже самые чуткие, понимающие, внимательные родители нет-нет да и не выдержат: «Пока ты будешь делать сам, мы везде опоздаем!»

Это, конечно, правда. Но надо хотя бы стараться как можно реже прерывать мгновения, когда ребенок упорно борется со своими неумением, неловкостью, страхом неудачи. Позволяйте детям время от времени учиться на своих, а не на ваших ошибках.

Если ребенок не просит о помощи, не вмешивайтесь в его игры и дела. Дети воспринимают такое поведение родителей не как равнодушие, а как доверие и поддержку. Наше невмешательство для них сродни словам: «Вы со всем справитесь! Мы верим в вас!»

✅ Помогите мне!

Однако когда малыш никак не может справиться со своим делом, если он явно озадачен и прямо или косвенно просит о помощи, ни в коем случае не отказывайте ему, не упрекайте в несамостоятельности и не ругайте. Если ребенку вовремя помочь, поддержать, объяснить, то очень скоро он сможет сделать если не все, то очень многое самостоятельно. Так уж устроены дети – они всегда стремятся вперед. А наша задача – не мешать, а помогать им в этом стремлении.

Когда ребенок готов принять помощь, помогайте ему. Потому что, если дело слишком сложное для него, то без нашей помощи малыш, скорее всего, отступит, бросит начатое. А тут и до неверия в собственные силы недалеко.

Так что обязательно помогайте, но не берите на себя то, что он вполне может сделать сам (например, если вы вместе затеяли печь оладьи, то переворачивать их и снимать со сковороды доверьте ребенку, а вот тесто сделайте вместе).

По мере того, как малыш осваивает новое для себя занятие, понемногу передавайте свои функции ему (продолжим тему оладий: пусть сначала достает все ингредиенты для теста, потом учится их смешивать и т.д.).

✅ Вопросы вместо готовых ответов

В случае затруднений, которые неизбежно возникают в жизни любого человека, не спешите предлагать готовые варианты дальнейших действий. Задавайте ребенку вопросы, которые научат его не отдаваться переживаниям, не ждать помощи и подсказки от взрослых, а самостоятельно находить выход из сложившейся непростой ситуации и продумывать свои последующие действия. Ведь, как ни крути, собственный опыт учит лучше и быстрее, чем советы (даже самые правильные).

Обсуждая сложившуюся ситуацию, используйте, например, такие вопросы:

  • Давай подумаем, что пошло не так?
  • Как мы можем это исправить?
  • Какие есть варианты?
  • Что будет, если мы поступим так (не так, а по-другому)?
  • Как действовать, чтобы больше это не повторилось?

Здесь же уместно вспомнить о совете психологов, который гласит, что иногда ребенку нужно давать возможность поступить неправильно и сделать выводы из своего неправильного поступка (конечно, если только он не с упорством, достойным лучшего применения, засовывает гвоздь в розетку или делает что-то не менее опасное для жизни).

Не хочет обувать резиновые сапоги – пусть пойдет на улицу в босоножках, промочит ноги и столкнется с тем, что прогулка закончилась, не успев начаться.

Ленится самостоятельно развешивать для просушки полотенце и плавки после бассейна – в следующий раз придется пользоваться мокрыми. И так далее.

Некоторые родители могут не согласиться и сказать, что такой подход слишком жесткий и даже жестокий. В этом случае хочется напомнить, что и в жизни мы далеко не всегда сможем быть рядом с нашими детьми и вовремя подстелить соломки. И если мы не хотим видеть их растерянными и несчастными перед лицом реальных проблем, то с детства должны заботиться о том, чтобы воспитать в детях самостоятельность.

Яна Перепечина, учитель русского языка

и литературы, мама троих сыновей