Развивающие занятия до школы – польза или вред?

Нужны ли ребенку специальные занятия до школы? Принесут ли они пользу или навредят? Психолог Олеся Гаранина объясняет, что следует учитывать родителям при выборе развивающих занятий для своего ребенка.

При выборе развивающих занятий важно учитывать потребности ребенка
Какие развивающие занятия нужны вашему ребенку?

По своему опыту я могу сказать, что родители, как правило, делятся на две категории: одни считают, что кроме сада детям никаких дополнительных занятий не нужно, а другие убеждены, что заниматься с ребенком надо буквально с первых 2-3 месяцев жизни.

Истина, как водится, где-то посередине. Принимать решения нужно всегда ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка.

Кому-то дополнительные занятия действительно нужны, кому-то – только рекомендуются для небольшой корректировки той или иной сферы развития.

Ясно одно, в группе сада с количеством больше 20-ти человек, каким бы ни был хорошим воспитатель, очень сложно охватить всех детей вниманием в том объеме, которое получает ребенок, занимаясь индивидуально с педагогом или в группе из 5-6 человек.

При этом важно понимать, насколько само дошкольное учреждение в полной мере реализует свои образовательные функции. Ведь ни для кого не секрет, что кроме программы, по которой работает детский сад, существует еще и человеческий фактор. В одном саду с детьми занимаются чуть больше, в другом – чуть меньше. Да и занятия в разных дошкольных учреждениях могут отличаться друг от друга.

Например, в саду, который посещает мой сын, есть занятия кулинарией. Каждую неделю детки готовят небольшие блюда (типа канапе, салатов, даже пекут печенье) и с удовольствием поедают результат своих трудов.

Поэтому родителям я рекомендую вдумчиво поинтересоваться, как и чем именно занимаются с их детьми в детском саду, поспрашивать знакомых родителей на предмет «загрузки» ребенка в садике. Кроме того, по ребенку всегда виден результат занятий – рассказывает ли он что-то новое, читает ли стихи, показывает ли танцы, которые выучили на музыкальном занятии и т.п.

Что касается индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, то здесь не обойтись без консультации специалистов – педагога дошкольного образования и психолога (это может быть и один человек, при соответствующем образовании).

Нужно оценить степень психологической зрелости дошкольника – учитывается темперамент, зрелость нервной системы, способность утомляться и восстанавливаться. Некоторым детям дополнительные занятия противопоказаны, потому что могут стать причиной повышенной нервозности и стресса. И в таком случае результат будет противоположным тому, на который рассчитывают родители.

Педагог дошкольного образования (им может быть и воспитатель детского сада) должен объективно оценить уровень развития ребенка в соответствии с показателями нормы, принятой в том или ином возрасте.

Этого не нужно пугаться. Такие нормы нужны, как ориентиры, чтобы понимать уровень развития конкретного ребенка.

Сами родители также должны принимать участие в этом «мозговом штурме» – как  правило, папы и мамы видят и понимают, насколько их ребенок устает в детском саду, тянет ли программу учреждения, сможет ли выдержать дополнительную нагрузки или, наоборот, понимают, что сил у ребенка достаточно и школа дошколят ему по плечу. Родители могут понять, насколько ребенку хватает или же не хватает тех знаний, которые он получает в дошкольном учреждении, и уже исходя из этого делать вывод – отдавать ли на дополнительные занятия.

Но это возможно только при условии, что родители оценивают ребенка исходя из его потребностей и возможностей, а не из своих амбиций и запросов. Это очень важно!

В целом же, оптимальное количеством дополнительных занятий перед школой (мы говорим об интеллектуальном, а не творческом развитии) – это два раза по 45-90 минут с перерывом.

Какими именно они могут быть, зависит от того, что нужно ребенку: только ли обучение чтению или еще и математика, и развитие речи, ознакомление с окружающим и развитие мелкой моторики.

Есть вещи, которые нужно делать с ребенком независимо от того, ходит  он на дополнительные занятия перед школой или нет:

  • читать книги;
  • учить стихи;
  • рисовать, вырезать, лепить и клеить;
  • собирать пазлы и мозаики;
  • ходить в музеи и на спектакли;
  • беседовать и отвечать на все детские вопросы;
  • соблюдать режим дня;
  • поменьше включать мультиков и компьютерных игр;
  • почаще играть в игры настольные и подвижные.

Что касается ситуации, когда родители чуть ли не с рождения отдают ребенка во все возможные секции и развивающие занятия, в этом случае руководствоваться нужно здравым смыслом. По необходимости, проконсультироваться со специалистом, который расскажет, что конкретно нужно развивать у ребенка в данном возрасте и на какие занятия лучше его отдать.

Например, до года самое хорошее для ребенка – это разнообразная окружающая среда, которую можно трогать, щупать, кусать, грызть и лизать, и мамины разговоры обо всем на свете. И, конечно же, ее ласковые объятия!

Но родители, порой, считают, что им виднее, как именно нужно развивать ребенка. И, к сожалению, эта позиция часто основана только на каких-то поверхностных представлениях и собственном желание вырастить ребенка-гения. Чтобы за него не было стыдно и было что «предъявить» окружающим. Если родитель не педагог или психолог, ему сложно оценить адекватность тех или иных действия и занятий.

Если вы обратитесь за консультацией к специалисту по данному вопросу, это вовсе не означает, что вы плохая мать и не знаете, что нужно вашему ребенку. Как раз наоборот, это очень разумный и грамотный подход, который принесет только хорошие результаты.

Олеся Гаранина, педагог дошкольного образования,
психолог, соавтор книги «Один дома: как воспитать
самостоятельность у ребенка от 0 до 4 лет», мама

One thought on “Развивающие занятия до школы – польза или вред?

  • 11.12.2015 at 15:09
    Permalink

    Очень полезная статья!

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *