Диагноз «аутизм»: на что стоит обратить внимание родителям

Начало статьи здесь — Что родителям нужно знать о диагнозе аутизм?

На что же стоит обратить внимание родителям? Перечислим основные поведенческие признаки, характерные для людей (в нашем случае – детей) с нарушениями в развитии, которые даже мы, не специалисты, можем заметить.

Аутизм: на что обратить внимание?
Аутизм: на что обратить внимание?

✅ Во-первых, это проблемы, связанные с общением и взаимодействием с другими людьми.

Ребенку с РАС сложно сообщать информацию даже самым близким людям (маме и папе) – он не умеет и не знает, как вести диалог, как передать свои чувства и эмоции. Конечно, все новорожденные не умеют общаться, поэтому увидеть нарушение в развитии в первые месяцы не удается.

Со временем обычный ребенок начинает контактировать с мамой, он реагирует на нее, пытается сообщать свои просьбы (вначале жестами, звуками, позже – словами). Происходит это естественным образом. У ребенка с расстройствами так не получится. Придется прикладывать усилия извне и учить его, чтобы он начал взаимодействовать общепринятыми способами.

Мы можем заметить, что у некоторых детей нарушена взаимосвязь между высказываниями и жестами, либо вообще отсутствуют жестикуляция и мимика. Сами они не «считывают» жесты, мимику окружающих, не понимают, чего от них хотят. Как правило, дети с расстройствами избегают зрительного контакта. Кстати, именно на эту особенность взрослые обращают внимание в первую очередь.

Такому ребенку сложнее находиться в любой новой обстановке – часто он не знает, не умеет или не понимает, как себя вести. Отсюда неадекватное, как нам кажется, поведение, сложности с налаживанием отношений со сверстниками, неумение играть с другими детьми.

✅ Во-вторых, мы можем заметить, что у ребенка есть странные, на наш взгляд, интересы, он часто зацикливается, повторяет одно и то же действие, ритуал или высказывание.

Например, ребенок может монотонно раскачиваться, либо махать руками, повторять какое-либо слово. Считается, что причина таких стереотипных действий – удовольствие, которое он испытывает, как бы «играя» с собственным телом. Получается некая своеобразная аутостимуляция.

У таких ребят наблюдается склонность к «ритуалам»: они предпочитают устойчивый ежедневный график, им необходимы правила – они помогают сделать жизнь понятной и предсказуемой. Если ребенок усвоил какую-либо процедуру (например, приветствие или прощание), он будет воспроизводить ее в неизменном виде. Перестроиться, поздороваться как-то иначе ему будет сложно. Также склонность к повторениям может наблюдаться в однотипных играх, желании гулять в одном и том же месте, ходить в один и тот же магазин, есть одну и ту же еду, надевать одну и ту же одежду и т.д.

Интересы ребенка с РАС часто кажутся весьма странными, как, впрочем, и желание заниматься одним и тем же делом очень долго. С другой стороны, такая увлеченность способствует глубокому погружению в конкретную область знаний. Неспроста из таких ребят могут получиться гениальные математики или люди творческих профессий.

✅ В-третьих, для таких детей характерна необычная реакция на различные внешние раздражители: они их либо не замечают, либо, наоборот, реагируют слишком остро.

Реакция на какой-то раздражитель (свет, звук, касание, запах) может быть негативной, и тогда возможна истерика. Либо же ребенок, наоборот, будет проявлять чрезмерный интерес – начнет тщательно ощупывать предмет, животное или другого человека. Свет или звук могут буквально зачаровать такого ребенка, и он на некоторое время будет не доступен для других стимуляций.

Важно, что перечисленные особенности поведения, трудности контакта с другими людьми не обусловлены интеллектуальным развитием. Да, у ребенка с РАС наблюдается общая задержка развития, но это, скорее, следствие.

Признаки РАС проявляются уже в первые годы жизни, но далеко не каждый взрослый может их заметить. Часто родные и близкие списывают особенности поведения малыша на возраст. Диагноз, как правило, удается поставить только к трем годам, а иногда и позже. Однако чем раньше родители, родственники и знакомые, участковый педиатр или няня заподозрят что-то неладное, а после ребенок будет осмотрен квалифицированным детским психиатром, тем выше шанс раньше узнать правду об особенностях малыша и своевременно начать коррекцию.

Поставленный диагноз – это начало новой жизни семьи. Родителям придется набраться терпения, многому научиться и долго трудиться, чтобы помочь своему ребенку. Избавиться от врожденных особенностей не получится, но научиться обслуживать себя, жить в обществе, соблюдать нормы и правила, контактировать с людьми, будучи изначально «другим», все-таки возможно.

Ирина Голубева,

мама двоих детей,

детский сад «Тет-А-Тет», Воронеж